Условно всю музыку Индии можно разделить на три направления — музыка культовая, музыка светская и рага. Рага является «основой основ», уникальным явлением, пронизывающим все музыкальные жанры и при этом стоящее само по себе. Первоначально термин «рага» (буквально «цвет», «окраска») обозначал «настроение, внушаемое данным сочетанием звуков». Другое объяснение понятия рага — «нечто, что способно окрасить сердца людей», еще одно из индусских определений этого понятия: «Определенное расположение музыкальных звуков, украшением которого являются отдельные ноты и их ритмическое чередование, обладающее свойством очаровывать душу».
Трудность объяснения понятия «рага» заключается в том, что рага — это целая вселенная в мире музыки, многогранное и уникальное явление со своими законами, требующими и от исполнителя и от слушателя взаимопонимания и совместной внутренней работы.
Рага впитала в себя все исторически сложившиеся достижения индийской музыки, а также и индийскую философию о взаимосвязи всех явлений в мире.
Это привело к строгой ладовой системе каждой раги (с фиксированным восходящим и нисходящим звукорядом), к строгой ритмической структуре для данной раги, к разделению времени исполнения конкретной раги в зависимости от сезона и времени суток. Эти правила вытекают из древнеиндийских учений о способности музыки воздействовать на физиологию и психику человека и строго соблюдаются современными исполнителями классических раг.
Каждая рага — это фиксированный звукоряд, со своим строгим набором определенных ключевых нот и с фиксированным ритмическим рисунком.
Это своеобразная «музыкальная палитра» с помощью которой исполнитель рисует определенное состояние с различной глубиной воздействия на слушателя. Рага — это рисование звуком музыкальных картин, ведущих во внутренний мир, «в царство Божие внутри нас».
Комментариев нет:
Отправить комментарий