Каждая рага должна иметь только ей присущее психологическое настроение, определяющееее темп или характер движения. Много глубоких, серьезных раг, таких, как Дарбари-канадаили Асавари, следует исполнять в медленном темпе. Другие, типа Адана или Джаунпури, которые выражают более легкое настроение, лучше всего передаются в среднем или средне быстром темпе. Это соотношение между темпом и преобладающей экспрессией в музыке также существует и на Западе и вполне понятно даже не музыканту. Радостная рага, полная веселья, менее удачно может быть выражена в слишком медленном темпе, чем в игривом скерцо.
Исполнительские искусства в Индии - музыка, танец, драма и даже поэзия (в меньшей степени живопись и скульптура) - все базируются на концепции нава раса, или «девяти эмоций». Буквально раса означает «сок» или «экстракт», но в музыке мы употребляем это слово в значении «эмоции» или «настроения». Предполагается, что каждое художественное произведение должно находиться под доминирующим влиянием одного из этих девяти настроений,хотя в нем могут выражаться и другие эмоции, но в менее определенном виде. Чем больше звуки раги соответствуют настроению одной единственной идеи или эмоции, тем более захватывающим является ее воздействие. В этом заключается очарование нашей музыки - её гипнотическое, крайне интенсивное подчеркивание единственного настроения. В настоящее время достигнуто общее согласие на тот счет, что существует девять таких принципиальных эмоциональных состояний, хотя некоторые теоретики насчитывают их только восемь или,напротив, десять.
В общепринятом порядке отмеченных эмоций первым является шрингара — романтическое и эротическое состояние, наполненное ожиданием возлюбленного. Оно содержит оба -физический и ментальный - аспекта влюбленности и иногда употребляется в значении ади(оригинальная) раса, потому что представляет собой универсальную созидательную силу.
Хасъя - вторая раса - комическая, юмористическая и вызывающая улыбку. Она может быть выражена через синкопированные ритмические пассажи или своего рода переклички[обмен музыкальными репликами. - Т.М.(Татьяна Морозова- переводчик)] между певцом и аккомпаниатором или ситаристом и таблистом, вызывающие озорное настроение или смех.
Третья раса - каруна - патетическая, надрывная, печальная, выражающая состояние исключительного одиночества и стремление к воссоединению или с богом, или с возлюбленным.(Исповедующие индуизм возвышают земную любовь до уровня божественной, поэтому возлюбленным может быть как обыкновенный мужчина, так и бог, например, Кришна или Шива).
Раудра - выражает ярость или гневное возбуждение. Эта раса часто используется в драме,но в музыке ею можно передать только ярость природы, например, во время грозы. Это может быть показано через ряд быстрых, «дрожащих» орнаментации, производящих короткий вибрирующий эффект на НИЗКИХ тонах.
Вира - выражает героизм, смелость, величие, славу, великолепие и вообще взволнованность.Если в ее передаче потерять меру, то она может перейти в раудру.
Бхаянака - шестая раса - выражает испуг или страх. В музыке ее очень сложно отразить с помощью одного инструмента (хотя симфонический оркестр смог бы сделать это достаточно легко), если нет песенного текста для внесения соответствующего смыслового значения.
Бибхатса - отвращение или неприязнь - также трудно передать средствами музыки. Этараса и бхаянака больше используются в драме, чем в музыке.
Восьмая раса - адбхута - отражает удивление и изумление, восторг и даже некоторое смятение, вызываемое неожиданным новым впечатлением. Она может быть выражена посредством стремительного темпа или некоторых технических приемов, которые в определенных видах пения или инструментальной игры способны вызвать чувства удивления.
Последняя раса - шанта раса - выражает мир, покой и расслабление.
Некоторые отмечают еще десятую расу - бхакти, которая трактуется как передающая духовную преданность и ощущение глубокого религиозного чувства, но практически эта раса является комбинацией шанта, каруна и адбхута рас.
В танце и драме раса выражается глазами, мимикой, движением рук и тела, а также словами, произносимыми актерами. Певец имеет преимущество в передаче расы через текст исполняемой песни, однако инструменталист должен донести расу до сознания слушателей исключительно одной только музыкой. Таким образом, воздействие музыки является больше эмоциональным, нежели интеллектуальным, и слушатель подготавливается к тому, чтобы почувствовать значение и смысл раги.
Некоторые расы тем не менее легче передаются какими-то определенными художественными средствами. Например, для музыки бхаянака (испуг, страх) и бибхатса (неприязнь) являются менее всего подходящими. Они, естественно, более удобны для воплощения на сцене, где соответствующие мимика, жесты и интонации голоса по ходу развития действия могут передать подобные чувства. Из семи оставшихся рас мягкие и утонченные черты трех особенно хорошо подходят к нашей музыке в силу их одухотворенности, - это шанта, каруна и шрингара.
Такие расы, как вира, каруна и адбхута, в основном связаны со старым вокальным жанром -дхрупад или дхрувапада. Этот жанр является благородным, величественным, строгим и духовным по своей природе и требует меньшей орнаментики, чем более современные жанры. Песни дхрупада, - торжественные и религиозные - обычно исполняются в медленном темпе.
из книги "Моя музыка моя жизнь" - Рави Шанкар
Комментариев нет:
Отправить комментарий