вторник, 9 июля 2013 г.

о пакхавадже

ПАКХАВАДЖ (хинди, «цельный, плотный звук») – двухмембранный барабан в форме бочонка, распространенный в практике музицирования традиции хиндустани. В соответствии с индийской классификацией инструментов, так же, как и все остальные барабаны, входит в группу аванаддха вадья («инструменты с покрытием»).
Типологически родственен своему южноиндийскому аналогу мридангу. Корпус пакхаваджа выдалбливается из блока дерева ценных пород (черного, красного, розового). В сравнении с конфигурацией корпуса мриданга, корпус пакхаваджа имеет форму, более тяготеющую к цилиндрической, с меньшими выпуклостями в центре. Длина корпуса 60-75 см, диаметр мембран – ок. 30 см, правая мембрана несколько меньше левой.
Конструкция мембран так же, как и ременная система их соединения, аналогична мридангу, но в отличие от него изменение натяжения ремней, а, следовательно, и процесс настройки мембран, осуществляется путем подбивания круглых деревянных брусков, закладываемых между ремнями ближе к левой мембране (как у табла). На правой мембране приклеена и находится постоянно лепешка из темной пасты (съяхи), на левую перед игрой накладывается, а сразу после нее удаляется лепешка из пшеничной или рисовой муки, замешанная на воде.
Как и у других классических барабанов региона, это способствует достижению более глубокого и дифференцированного темброво и звуковысотно звучания пакхаваджа. В целом оно отличается «солидностью», «серьезностью», тембровой глубиной и богатством. При игре пакхавадж располагается горизонтально перед сидящим на полу музыкантом.
Он практически никогда не звучит как солирующий инструмент, входя главным образом в состав ансамблей, сопровождающих пение, танцы, игру музыканта-инструменталиста или вокалиста, где этому инструменту поручена презентация линии тала. Особенно прочно пакхавадж ассоциируется с вокальной традицией дхрупад, расцветшей в период правления императора Акбара (XVI в.), но в наше время занимающей довольно ограниченное место в музыкальной культуре хиндустани.
Качество звучания пакхаваджа особенности его техники непосредственно связаны с эстетико-эмоциональными аспектами дхрупада: неторопливостью, строгостью и последовательностью развертывания звуковой ткани на основе строго регламентированных правил.
Вместе с тем, пакхавадж обладает развитыми виртуозно-техническими возможностями, что позволяет музыканту наполнять соотносимые с дхрупадом метроритмические клише (тхека) разнообразными ритмическими фигурациями. Многие технические приемы, свойственные пакхаваджу, стали основой техники табла, барабана, с традицией музицирования на котором он связан узами преемственности.
Е. Гороховик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий